Реставрация настенной живописи

16 декабря 2021

Реставрация настенной живописи

В 2012 году восьмидесятилетняя художница Сесилия Хименес закончила процесс двухлетней реставрации фрески начала XX века «Се человек». Итогом работы прихожанки стало новое изображение, которое получило звание «самой худшей реставрацией в истории живописи». И, надо признаться, есть за что — на новой фреске Спаситель был изображён с примитивными чертами лица и непропорциональной головой, обрамлённой «шипованным» волосяным покровом. Новая фреска получила наименование «Пушистый Иисус» и наглядно показала, как не нужно подходить к реставрационным работам.

Впоследствии работа Сесилии Хименес приобрела свою армию поклонников, которые долго её отстаивали, запрещая переделывать. В итоге выяснилось, что реставрация проводилась с грубыми нарушениями, а потому удалить верхний слой без повреждения изначального не представляется возможным. Церковь приняла решение оставить «Пушистого Иисуса» и даже огородила фреску, сделав её визитной карточкой: к ней начали водить экскурсии, взимая небольшую плату.

Восстановление фресок

«Пушистый Иисус» является одним из самых ярких доказательств того, что реставрационные работы должны проводиться профессионалом, имеющим не только художественные образование и талант, но и знания, навыки и опыт в этом непростом деле. Ведь только профессионал сможет подобрать индивидуальный подход, выбрав правильную методику, материалы и инструменты. При этом цена ошибки слишком высока — при самом наихудшем сценарии возможна даже утрата изображения.

Этапы реставрации настенной живописи

  1. Знакомство с изображением. Прежде чем приступить к работе, реставратор должен получить наиболее полную информацию о реставрируемом изображении: когда фреска была написана, какие методики и краски применялись, в каких условиях хранилась и, конечно, в каком состоянии пребывает в настоящее время. Для предварительной оценки настоящему профессионалу даже достаточно нескольких качественных фотографий. Однако окончательная оценка в большинстве случаев будет дана только при личном осмотре.
  2. Подготовка основы. Часто реставрация требует не только восстановление изначального изображения, но и её основы — стен, колонн, сводов, потолка и т.д. Для этого укрепляют штукатурку и кладку специальными составами, которые могут включать смолы, мраморный или кирпичный порошок.
  3. Очистка фрески. Непосредственно реставрация изображения начинается с механической очистки изображения. Остатки побелки устраняют скальпелем, а частички пыли, грязи, сажи и копоти — ватно-марлевым валиком, который пропитывают водно-спиртовым раствором.
  4. Расслоение изображений. В ряде случаев фрески имеют несколько слоёв, каждый из которых может быть важен для заказчика. В этом случае она расслаивается, после чего каждый слой переносится на собственную основу. Все переносимые фрагменты очищаются специальными растворами, а поверхность изображения заклеивается несколькими слоями марли и микалентной бумаги. После того как фрагмент высохнет, на него наклеивают каркас из реек, которые обклеиваются марлей. Верхний слой изображения разрезается на глубину 0,8-1 см медицинской пилкой с мелкими зубцами. Затем в прорезь вставляют шпатель или другой подходящий инструмент, отделяя штукатурный слой по периметру, одновременно с этим подкладывая заранее подготовленный щит из дерева или фанеры. После этого устраняются неровности, а сам слой закрепляется особым составом.
  5. Перенесение слоя на основу. Основа обклеивается стеклотканью для установки снятых фрагментов. После монтажа удаляются слои микалентной бумаги и марли, стыки шпаклюются, а утраченные фрагменты тонируют специальными пигментами.
  6. Восстановление изображения. Является одним из самых сложных этапов реставрационных работ. Специалист ограничен в длине мазка, особенно при работе с мелкими фрагментами. Поэтому утраченные фрагменты специалисты восстанавливают точечно, нанося пигмент мелкими капельками, которые в итоге сливаются. При этом реставратору нужно идеально подобрать цвет или сочетание цветов, так как при высыхании тон меняется. Обычно он становится более тёмным, поэтому при восстановлении специалисты используют более светлые оттенки. Благодаря опыту и знаниям о свойствах используемых пигментов, профессиональные реставраторы идеально рассчитывают оттенок наносимого пигмента.
  7. Тонировка. В некоторых случаях часть изображения утрачивается бесследно: их невозможно восстановить по оставшимся фрагментам, нет сохранившегося целостного изображения фрески, например, фотографий. Из-за светлой основы (штукатурка, гипс, мел) фреска может быть испещрена белыми пятнами, которые нарушают целостность «картинки». В этом случае может применяться тонировка: утраченные фрагменты покрываются полупрозрачной краской, которая схожа с оригиналом. С одной стороны, это позволяет сохранить следы утрат, а с другой — дать изображению целостный вид. При этом тонированные фрагменты визуально отличаются от авторского слоя, но не бросаются в глаза. Авторский же слой никогда не тонируется.

Документирование процесса реставрации

При проведении процесса реставрации специалист записывает все свои действия в специальный дневник, который в дальнейшем послужит основой отчёта о проделанной работе или паспорта произведения. В дневник могут входить не только словесные описания проводимых работ, но и фотографии, схемы-картограммы.

Передача восстановленной фрески заказчику

При передаче восстановленной фрески реставратор даст рекомендации по её правильному хранению. Одним из важнейших условий сохранения изображения — соблюдение влажности и температуры воздуха в помещении с фреской. Считается, что несоблюдение именного этих условий приводит к новым повреждениям произведения искусства.

Реставрация в мастерской «ГРАФ»

Специалисты мастерской уже более 20 лет эффективно восстанавливают фрески, картины, рамы, иконы и графики. Все специалисты имеют большой опыт реставрационных работ и дипломы об окончании лучших в стране художественных училищ и академий. Поэтому в качестве работ мы ничуть не уступаем, а зачастую превосходим более крупные мастерские. При этом цены на реставрацию значительно ниже. Отдавая своё произведение искусства нам, вы будете уверены в качественном выполнении работы с соблюдением всех сроков.